Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию заведут в тупик
В России очередной всплеск разговоров о
присоединении страны к ВТО. Спровоцировал его вице-премьер и министр
финансов Алексей Кудрин. «Могу сказать, что с США мы сняли все вопросы
по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сейчас
главная нагрузка и завершение работы переносятся в рабочую группу в
Женеве», – заявил он на VII саммите YES в Ялте. Однако при ближайшем
рассмотрении выясняется, что события… нет! О наступлении эпохи свободной
торговли мечтать рано.
Присоединение России к ВТО достойно Книги Гиннесса,
как самое длительное за всю историю организации. Более того, эта
процедура старше самой организации и даже Российской Федерации в
нынешнем виде!
Дело в том, что первую заявку на присоединение к
мировой системе свободной торговли подавал ещё СССР – в 1988 году. И
называлась тогда эта система GATT – Генеральное соглашение по тарифам и
торговле. Желание стать полноправным участником мирового рынка было
столь велико, что в 1993 году Россия продублировала эту заявку. А в 1994
году написала заявление о присоединении уже к образованной на базе GATT
ВТО. С тех пор прошло уже более 20 лет, Россия стала членом
престижнейших G8 и G20, а вот попасть в число 150 свободно торгующих
государств, среди которых есть даже Королевство Тонга и Республика
Кабо-Верде (не говоря уж о Грузии), никак не удаётся.
Для банков и страховщиков
приход в Россию иностранных конкурентов означал немедленную смерть.
Соответственно российские переговорщики стали отстаивать идею сохранения
в России высоких таможенных пошлин и тарифов.
В 1988 году присоединение СССР к GATT казалось возвращением в лоно
цивилизации. В 1993–1994 годах присоединение России к ВТО виделось
спасением от голода и бунтов. И даже в 1996 году начало переговоров
знаменовало подтверждение Западом верности избранного российской элитой
пути. Уже к 2000 году стало ясно, что Россия в ВТО принесёт больше
пользы её членам, чем вне организации. А вот польза ВТО для России
оказалась неясной.
В итоге первый открытый конфликт случился летом
2001 года, и закончился он победой России. Тогда американцы, чей вес в
рабочей группе соответствовал их немалому весу в мировой торговле,
потребовали предварительной международной экспертизы всех проектов
российских правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли.
Российские переговорщики возмутились и пригрозили хлопнуть дверью.
Спасли ситуацию президенты: Владимир Путин попросил
«друга Буша» осадить своих переговорщиков: дескать, негоже относиться к
русским визави как к туземцам, да и сам процесс затягивать уже
неприлично. И Джордж Буш согласился.
К этому моменту российские переговорщики стали
смотреть на ВТО с позиции бизнеса. А бизнес, в свою очередь, оказался
разделён надвое. С одной стороны – российские экспортёры, чья продукция
подвергалась дискриминации на мировом рынке. Им присоединение к ВТО было
выгодно, так как снимало барьеры входа. С другой – ориентированные на
внутренний рынок производители, а также финансовый сектор.
Для банков и
страховщиков приход в Россию иностранных конкурентов означал немедленную
смерть. Соответственно российские переговорщики стали отстаивать идею
сохранения в России высоких таможенных пошлин и тарифов.
Один из итогов того раунда – грандиозная битва за
газ, развернувшаяся на переговорах с ЕС. Европейцы, привязанные к
российскому газу, требовали выравнять российские внутренние и внешние
тарифы – для честной конкуренции товаропроизводителей. Россия никак не
соглашалась. Наконец в 2004 году был достигнут компромисс: российские
тарифы на газ выравняются, но к 2012 году.
Ещё больше сложностей было на переговорах с
американцами. Помимо курятины тут были вопросы пошлин на автомобили,
самолёты, проблема допуска иностранных банков на российский рынок и
прочее. В результате в сфере финансов у российской стороны чистая победа
– запрет на филиалы иностранных банков останется даже после
присоединения России к ВТО. Снижение таможенных пошлин на иномарки (в
ходе переговоров – 25%, сейчас – уже 30%) будет проходить семь лет до
вполне защитного уровня в 15%. Страховщики могут спокойно спать ещё
девять лет, пока их иностранным конкурентам разрешат войти во все без
исключения секторы этого рынка.
Однако к моменту заключения в 2006 году соглашения с
США Россия уже настолько встала с колен, что играть по чьим-то, пусть и
обязательным для большинства стран, правилам стало казаться обидным. К
тому же и упрямство переговорщиков показало свою ценность. Например,
поначалу практически никто не понимал, зачем Россия отстаивает право
оказывать поддержку сельскому хозяйству, если ему за всю эпоху реформ и
копейки из государственного кармана не перепало. Но как раз в 2006–2007
годах АПК начал возрождаться, в отрасль пришли серьёзные инвестиции –
стало понятно: государству есть что здесь поддерживать.
Но главное, ВТО перестала интересовать российский
бизнес. Металлурги, более всех страдавшие от антидемпинговых
расследований, обзавелись иностранными «дочками», через которые и
реализовывали свою продукцию в ЕС и США. К тому же всё более крупным
покупателем металла становился стремительно растущий Китай – хоть и член
ВТО, но заинтересованный в ликвидации дефицита больше, чем в соблюдении
буквы соглашения. Нефтяникам и раньше было неплохо, а теперь они
купались в дорожающей нефти и скупали квартиры в Москве и виллы в
Испании.
Как итог: на самом финише, когда были завершены
практически все двусторонние переговоры (только Грузия в 2006 году
отозвала свою подпись), забуксовали многосторонние.
Владимир Путин, раздражённый бесконечными
манёврами, в июне 2009 года в одностороннем порядке прервал переговоры с
ВТО. Вместо присоединения к мировой системе решено было строить свою –
на базе России, Белоруссии и Казахстана. Объявление о создании
Таможенного союза (ТС) стало ушатом холодной воды. Дело в том, что по
правилам таможенные союзы в ВТО не принимают. После присоединения –
создавай с кем хочешь, а раньше нельзя.
И тут западные переговорщики согласились на
немыслимое – в Женеве решили, что Россию можно принять и с «нагрузкой».
Не исключено, что решающим аргументом здесь стали опять же чисто деловые
соображения. Например, то, что Россия пусть и не стала островком
стабильности в море кризиса, но всё ж до сих пор не растратила Резервный
фонд, а её граждане вполне платёжеспособны. Упасть в объятия ВТО
помешала только спешка, с которой создавался ТС. Выяснилось, что в этом
союзе нет органа, который отвечал бы за услуги и системные вопросы…
На помощь России, оказавшейся «в интересном
положении», пришла Америка. Во время визита в Вашингтон в конце июня –
начале июля Дмитрий Медведев договорился с Бараком Обамой о ликвидации к
30 сентября всех тех «технических» барьеров на пути России в ВТО, за
которые отвечали именно американцы либо сильно от них зависящие страны.
Их было несколько.
Первый: особые преимущества «Газпрома». В США с
1988 года действует закон о запрете пропуска ещё в GАТТ стран, в которых
определяющую роль играют государственные монополии. Второй: слишком
маленькие, как считали в Вашингтоне, квоты на ввоз в Россию американской
курятины. Третий: недостаточная защита интеллектуальной собственности
Голливуда. Россия до сих пор находится в чёрном списке минторга США.
Наконец, Вашингтон фактически поддерживал так называемую Кернскую группу
(группа из 18 стран – экспортёров сельхозпродукции), которая требовала
от России ограничить объёмы ежегодной госпомощи сельскому хозяйству 4
млрд долларов. Тогда как российское правительство настаивало на 9 млрд
долларов.
Теперь в Женеве министр сельского хозяйства РФ
Елена Скрынник на неформальных встречах с представителями Кернской
группы предложила следующий компромисс: господдержка сельского хозяйства
с уровня 2010 года (4–4,5 млрд долларов – речь идёт только о
федеральном уровне) поднимается к 2012-му до 9 млрд долларов согласно
аграрной госпрограмме. Но затем в течение пяти лет вновь возвращается к
первоначальной сумме. «Кернцы», как говорят в Женеве, остались довольны.
Проблема «Газпрома» вообще снята – предстоят ещё
переговоры на политическом этаже, но их подробности не раскрываются.
Квоты на курятину увеличены, а санитарная самооборона ослаблена.
Наконец, после принятия неделю назад Госдумой последних поправок в
Гражданский кодекс успокоился и Голливуд, обеспокоенный российскими
пиратами.
Однако готовить фейерверки рано. Теперь уже
совершенно ясно, что в ВТО нашему бизнесу совершенно не надо. По идее
членство в ВТО должно быть выгодно российским потребителям: вырастет
конкуренция – упадут цены. Но потребители не являются политической
силой. Поэтому обещание за 10 месяцев закончить 20-летнюю эпопею может
оказаться именно обещанием. В России просто нет той заинтересованной
стороны, которая могла бы и хотела закончить этот процесс. Разве что
власти решат, что вступление в ВТО – дело принципа.
Татьяна Шестакова
Источник: Версия
|